Пост-рок, явление само по себе уникальное, тем не менее, несёт определённый риск, ведь погрязнуть в композиционных шаблонах жанра очень просто. В этом плане новый альбом Explosions In The Sky не исключение. Исключение он представляет в плане уникального мастерства этих техасцев и их аранжировочного богатства. Кроме того, в этой работе коллектив впервые добавил фортепиано в свой насыщенный гитарами звук и сделал заявку на приобщение к мрачной империи Mogwai.
Альбом начинается монументально и торжественно, в стиле грандиозного гитарного соло из «Comforting Sounds» Mew и переходит в инструментальную умиротворяющую партию, исполняемую почти «шёпотом», с нарастающей и резко обрывающейся, чтобы потом вернуться с новой силой, ритм-секцией. Откровенно красивые мелодии всего альбома построены примерно по той же схеме; Explosions In The Sky ловко и искренне жонглируют воинственным, почти маршевым оптимизмом (местами вырывающимся наружу в
Birth and Death of the Day или
Welcome Ghosts), лёгкой меланхолией (
What Do You Go Home To) и каплей волнения (
It's Natural to Be Afraid строится на практически гипнотическом, тревожном риффе). Маршевый ритм возобновляется в
Catastrophe and the Cure с легким восточным оттенком в мелодике, а заключительная точка ставится созерцательной
So Long Lonesome.